Об айкидо

Долгое время айкидо было покрыто завесой тайны и доступно только узкому кругу посвящённых. Айкидо родилось в Японии в первой четверти 20-го столетия, но истоки его – в древних японских боевых искусствах (будзюцу). Айкидо было создано Мастером Уэсиба Морихей, который объединил практические приёмы самозащиты искусства фехтования на мечах и копьях, дзю-дзюцу, айки-дзюцу и другие более древние виды боевых искусств в уникальную систему физического и духовного совершенствования.

От других, рождённых в Японии и ставших интернациональными боевых искусств, айкидо отличается ярко выраженным оборонительным характером, глубокой философией, в основе которой лежит принцип всеобщей гармонии через овладение энергией «Ки», отсутствием состязаний и системой тренинга, приемлемой для людей любого возраста, пола и физических возможностей.

С практической точки зрения, айкидо представляет собой синтез многих традиционных японских боевых искусств и является законченной действенной системой приёмов самозащиты как против безоружных, так и против вооружённых нападающих.

На самом деле здесь кроется нечто намного большее. Айкидо – это Искусство Согласования, способ укрепления тела и духа, соединение в единое целое физической энергии, путь обретения гармонии.

Иероглифическое написание слова айкидо состоит из трёх иероглифов:

(Ай) – означает любовь, гармонию;

(Ки) – внутреннюю, духовную энергию;

(До) – путь.

 

ajkido

 

Хакама была частью традиционной одежды японского воина до 1868 года и свидетельствовала о его положении в обществе.

Сегодня роль хакамы более символическая - напомнить о традиции, чем тактическая - скрывать движения ног, физическая - почувствовать концентрацию энергии в Центре и эстетическая – продемонстрировать торжественную походку и пластическую красоту движений. После тренировки хакаму тщательно расправляют и складывают.

Сенсей Морихиро Сайто однажды сказал, что О-Сенсей был категоричен относительно того, что все должны носить хакаму. Он говорил, что хакама не имеет отношения к уровню мастерства. Но Основатель предоставил своим ученикам выбор – практиковать в хакаме или без хакамы, чтобы ученики могли купить ее потом. Поэтому на Западе полагают, что ношение хакамы свидетельствовало об уровне мастерства или опытности в Айкидо, хотя скорее это говорило о финансовых возможностях ученика.

Хакама должна прикрывать собой щиколотку, быть как можно длиннее, но не стеснять при этом движений. Хакама может быть разных цветов, О-Сенсей носил хакаму белого или черного цвета, Киссомару Уэсиба (второй дошу) носил серую хакаму.

Сегодня ношение хакамы разрешается в Айкидо Айкикай для девушек с 3-го кю, для юношей с 1-го Дана. Для тех, кто практикует Ивама-рю и Айкидо по направлению Нисио Сёдзи сенсея - с 3-го кю (традицию ввели представители северных стран). В Ёсинкан Айкидо с 1-го Дана, но только, если Вы ведете занятия в своей группе… на семинаре - с позволения старшего инструктора. В Томики-рю с 1-го Дана... на соревнованиях - без нее!

 

Значение семи складок хакамы

Сенсей Митсуги Саотоме в своей книге «Принципы Айкидо» приводит слова Морихея Уэсиба о том, что семь складок хакамы символизируют 7 добродетелей Будо (пути воина):

 

  • Джин (Jin): Доброжелательность, великодушие

    Это означает внимательное отношение к другим, без учета происхождения, возраста, пола, общественного мнения или неблагоприятных обстоятельств. Не следует причинять неудобства или ненужные страдания

     

  • Ги (Gi): Честь, справедливость

    Понимание чести приходит через уважение к себе и к другим. Это значит быть верным своему слову, своим обязательствам и своим идеалам

     

  • Рэй (Rei): Вежливость, учтивость

    Вежливость - не столько выражение искреннего интереса к другим, сколько социальное поведение, выраженное в поступках и уважительном отношении к другим

     

  • Чи (Chi): Мудрость, ум

    Мудрость – синоним способности различать положительное и отрицательное, иметь объективное представление о значимости положения дел и событий

     

  • Ши (Shin): Искренность

    Искренность – обязательное качество для тех, кто занимается боевыми искусствами. Без нее практика боевых искусств становится обманом или самообманом. Самоотдача в боевых искусствах должна быть полной, непрерывной

     

  • Чу (Chu): Верность

    Добродетель, которая почти исчезла в современном мире, но является фундаментом для боевых искусств. Будока берет на себя обязательства исполнять и с уважением относится к внутренним правилам, установленным в его школе

     

  • Ко (Koh): Благочестие, почтительность, почитание старших

    Благочестие в нашем случае – это всецелое и искреннее уважение основ боевых искусств - технических, духовных, исторических и философских.